esimo logo
icam logo

Природопользование, состояние и тенденции изменений морской среды прибрежных и сопредельных районов Дальневосточных морей России

Главная страница // Общая информация


ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОНТАКТНЫХ ПРИБРЕЖНО-МОРСКИХ СТРУКТУР


На Тихоокеанском побережье России в перспективе следует ожидать усиления тенденций развития прибрежно-морских хозяйственных структур. Это подтверждается утвержденной Правительством 2009 г. Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, стратегиями развития прибрежных регионов1, а также началом реализации (в отдельных случаях – уже завершением реализации) ряда крупных инвестиционных проектов: нефте- и газопроводов к тихоокеанскому побережью, портовых терминалов, судостроительных и нефте-, газоперерабатыващих предприятий, приоритетно ориентированных на зарубежного потребителя, и т.п.

При этом, с учетом географических свойств территорий, в т.ч. их природно-климатических особенностей и уровня освоенности Тихоокеанского региона России, ускоренное развитие получат лишь «ключевые точки» прибрежной зоны, и практически в прежнем состоянии останутся прочие территории, что не вызовет существенных экологических последствий. К «ключевым точкам», как следует из Стратегии социально-экономического развития Дальневосточного и Байкальского регионов, следует отнести: Южно-Приморский район, Ванино-Советско-Гаванская интегрированная транспортно-промышленная зона, район п. Де-Кастри, северо-восток Сахалина, юго-запад и юг Сахалина и Курильских островов, район г. Магадана, Западно-Камчатская зонаи Петропавловско-Елизовская агломерация.

Стратегической целью развития Приморского края является превращение Южного Приморья в крупнейший международный интеграционный центр России в АТР, реализующий внешнеэкономические, транспортно-транзитные, промышленные, научно-образовательные и культурно-туристические функции и обеспечивающий высокое качество жизни населения края, а также существенное улучшение экономического развития таких городов, как Владивосток, Артем, Уссурийск, Находка, Партизанск.

Ключевая роль в данном проекте отводится созданию Владивостокской агломерации путем объединения г. Владивостока с г. Артем и частью Надеждинского района.

Основными задачами проекта являются:

- развитие города Владивостока и превращение его в крупный региональный центр внешнеэкономического сотрудничества России на тихоокеанском побережье с развитой социальной, производственной и транспортной инфраструктурой;

- обеспечение стратегических интересов России в этом уникальном регионе мира, в т.ч. и экономических, оборонных;

- ускорение развития транспортной и энергетической инфраструктуры;

- создание крупных нефтеперерабатывающих, нефтехимических, газоперерабатывающих производств на основе угеводородов, поступающих из Восточной Сибири и Сахалина по уже построенным трубопроводам, а также других эффективных производств, обеспечивающих высокий уровень доходов работающего населения (см. рисунок).

Рисунок – Стратегия развития Приморского края до 2025 года. Проекты перерабатывающих комплексов

В островной области Тихоокеанской России продолжится освоение Сахалинского шельфа. Сахалин имеет весьма значительный потенциал по добыче и экспорту углеводородного сырья и продуктов его переработки, связанный с наличием здесь крупных месторождений нефти и газа. В настоящее время существует 9 проектов по добыче нефти и газа на различных участках шельфа на северо-востоке Сахалина. Проекты Сахалин-1 и Сахалин-2 уже выходят на стадию промышленного освоения в рамках Соглашения о разделе продукции (СРП). Проекты Сахалин-3 - Сахалин-6 включают перспективные участки недр, часть из которых предоставлена в пользование с целью геологического изучения, а часть находится в нераспределённом фонде. Проекты Сахалин-7 - Сахалин-9 находятся в нераспределённом фонде.

В настоящее время не существует генеральной транспортной схемы по отгрузке углеводородов по перспективным проектам освоения сахалинского шельфа. Так местом отгрузки нефти, добываемой по проекту Сахалин-1, выбрана бухта Чихачева вблизи п. Де-Кастри (Хабаровский край), а местом отгрузки нефти и газа, добываемой по проекту Сахалин-2, выбран залив Анива вблизи пос. Пригородное на юге Сахалина. Места отгрузки углеводородов, которые будут добываться по проектам Сахалин-3 - Сахалин-9, еще не определены, также не решены вопросы размещения заводов нефтехимии и мест отгрузки продуктов переработки нефти и газа. Однако оптимальным вариантом их размещения с точки зрения сокращения затрат на транспортировку является вариант строительства единого порта для экспорта сахалинских углеводородов в районе пос. Ильинский на юго-западе острова. К этому порту может подходить одна общая магистральная труба для транспортировки нефти по проектам Сахалин-3 - Сахалин-9.

В итоге, в прибрежных зонах Сахалина будут формироваться 4 ключевые точки его развития – в связи добычей углеводородов. Наряду с углеводородами, в качестве факторов развития этих южных экспортоориентированных «ключевых точек» Сахалина могут явиться и угли, спрос на которые возрос на японском рынке, следовательно, получат развитие угольные терминалы и добывающие производства. Следует ожидать и ускорения развития рыбопромышленных хозяйственных структур юга Сахалина и южной части Курильских островов – в связи с ожидающимся ростом спроса, по прогнозу ФАО.2

Прибрежная портово-промышленная опорная зона в пределах Хабаровского края формируется и будет формироваться и в дальнейшем на базе Ванинско-Советскогаванского транспортно-промышленного узла, включающего портовую особую экономическую зону, и развиваться в «связке» с Комсомольской агломерацией.

Создание крупного транспортно-промышленного узла в бухтах Ванино и Мучке, заливе Советская Гавань обусловлено формированием значительных экспортных грузопотоков (до 80—100 млн тонн к 2025 году) и базируется на освоении природных ресурсов зоны Байкало-Амурской магистрали.

В обособленно расположенном порту Де-Кастри продолжится развитие нефтеотгрузочных терминалов и строительство предприятий по переработке древесины. Строительство автомобильных и железных дорог обеспечит всесезонный доступ к использованию природных ресурсов северо-восточной части Хабаровского края, в том числе к месторождениям в Тугуро-Чумиканском и Аяно-Майском районах.

Основными крупными проектами по наращиванию портовых мощностей являются: строительство балкерного угольного терминала в бухте Мучке порта Ванино (ОАО «СУЭК») мощностью до 20 млн. тонн; перегрузочного комплекса железорудных концентратов в бухте Мария в заливе Советская Гавань (ОАО «Покровский рудник») мощностью до 7,1 млн. тонн; строительство ООО «Причал» причалов, примыкающих к причалам ОАО «Ванинский морской торговый порт», для переработки 3,1 млн. тонн грузов в год; специализированного угольного перегрузочного комплекса ООО «Новованинский транспортно-перегрузочный комплекс» мощностью 10 млн. тонн; транспортно-перегрузочно комплекса в бухте Мучке ООО «САХАтранс» (Якутия)» мощностью более 24 млн. тонн.

Наиболее крупные проекты, обеспечивающие загрузку перспективных мощностей портового комплекса:

  • Строительство нефтепровода «Хабаровск-Ванино» и морской нефтеотгрузочный терминал в п. Ванино мощностью до 30 млн. тонн, ОАО «НК «Роснефть»;
  • Создание деревообрабатывающего комплекса по производству древесностружечных плит и пиломатериалов мощностью 140 и 160 тыс. куб. м, ООО СП «Аркаим», пос. Октябрьский;
  • Модернизация лесопильного производства мощностью 100 тыс. куб.м. в год, ООО «Ванино-Тайрику», г. Советская Гавань.
  • Реконструкция железнодорожного участка Оунэ-Высокогорная со строительством нового Кузнецовского тоннеля на участке Комсомольск-на-Амуре – Советская-Гавань;
  • Строительство вторых путей, усиление железной дороги, строительство разъездов, станций и т.д., и доведения пропускной способности к 2020 году до 60 млн. тонн грузов в год.

Основной прибрежной зоной для развития хозяйственных структурв пределах Камчатского края и в перспективе до 2025 г. останется Петропавловск-Камчатская — Елизовская агломерация. По географическому положению она является базовой для обеспечения экономических и геополитических интересов России в северной зоне Азиатско-Тихоокеанского региона. Здесь будет развиваться биоресурсный и туристско-рекреационный комплексы, будет создана портовая особая экономическая зона в г. Петропавловске-Камчатском, со специализацией на переработке водных биологических ресурсов, перевалке грузов и мелком судоремонте. Также в пределах агломерации будет развиваться туристическо-логистическая деятельность, для чего будет создана необходимая погранично-таможенная инфраструктура.

В перспективе до 2025 г., как отмечается в Стратегии развития Дальневосточного и Байкальского регионов и Стратегии Камчатского края, в связи с реализацией инвестиционных проектов в территориальной структуре края возрастет доля Западно-Камчатской зоны, где начинаются работы по освоению природного газа на юго-западном шельфе полуострова. Реализация крупных инвестиционных проектов в этой зоне позволит существенно диверсифицировать структуру экономики края и обеспечить ее устойчивое развитие. Специализацией Западно-Камчатской зоны в перспективе будет добыча и переработка биологических и минерально-сырьевых ресурсов, прежде всего углеводородного сырья. Газификация региона и развитие газовой отрасли края в обозримой перспективе будет связано именно с освоением ресурсов на шельфе Западной Камчатки.

В пределах Магаданской области развитие прибрежных хозяйственных структур в перспективе до 2025 года будет происходить преимущественно в районе г. Магадана и примыкающих к нему поселений. Конкурентным преимуществом зоны является наличие экономического центра – г. Магадана с соответствующей производственной и социальной инфраструктурой, узловое транспортное положение, наличие автодорог, морского торгового порта, хотя и требующего реконструкции, и аэропорта, способного принимать практически все виды воздушных судов (ведется его реконструкция). Важным фактором развития являются имеющиеся здесь ресурсы. Магаданская горнодобывающая зона включает шельф Охотского моря от Ямских островов на западе до полуострова Пьягина на востоке, а также участок суши на северном побережье Тауйской губы Охотского моря. Специализацией зоны является разведка и - в перспективе - добыча углеводородного сырья. Ресурсный потенциал примагаданского шельфа оценивается достаточно высоко, однако нуждается в доразведке. Освоение шельфа позволит диверсифицировать структуру экономики береговых систем расселения. На базе шельфовых месторождений Охотского моря возможно строительство малых нефтеперерабатывающих заводов для обеспечения потребностей региона. На сухопутной части этой зоны планируется освоение Ланковского и Мелководнинского месторождений бурых углей с развитием их комплексной переработки и получением брикетированного и жидкого топлива, газа и гуматов.
            Материал данного раздела подготовлен М.Т. Романовым (ТИГ ДВО РАН).

[1]Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. № 2094-р.
Стратегия социально-экономического развития Приморского края до 2025 г. Утверждена Законом Приморского края.
Стратегия социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года. Утверждена постановлением Правительства Хабаровского края от 13.01.2009г. №1-пр.
Стратегия социально-экономического развития Камчатского края до 2025 года. М., 2009г.
Стратегия социального и экономического развития Магаданской области на период до 2025 года. Магадан, 2010 г.
Стратегия социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года. Южно-Сахалинск, 2010 г.

[2]Согласно прогнозам Всемирной продовольственной организации ООН (ФАО) в перспективе произойдет резкий скачок спроса на продукцию морского промышленного рыболовства.

Для корректной работы с CD-ROM рекомендуется установить Internet Explorer 6.0 или выше
Данный CD-ROM является тринадцатым томом серии информационных продуктов ТОИ ДВО РАН под общим названием: "Информационные ресурсы ТОИ. Океанография".
Copyright © 2012 by V.I. Ilichev Pacific Oceanological Institute