esimo logo
icam logo

Природопользование, состояние и тенденции изменений морской среды прибрежных и сопредельных районов Дальневосточных морей России

Главная страница // Общая информация


Прибрежная зона как объект управления

Для эффективного информационного обеспечения прибрежно-морского природопользования, разработки и реализации программ КУПЗ и обеспечения устойчивого регионального развития необходимо определиться с понятием - прибрежная зона. Без четкого понимания: что же такое прибрежные зоны, каковы их границы, какова их структура, каковы свойства ее звеньев и кто на каком уровне несет за них ответственность – невозможно использовать принципы устойчивого природопользования и организовать эффективное комплексное управление (Арзамасцев, Сорокин, 2007).

Широко применяемый, особенно в последнее время, термин «прибрежная зона» не является строгим унифицированным понятием. Для проведения границ прибрежных зон на суше и на море в разных странах и в различных научных дисциплинах использовались разные принципы. Например, ширина прибрежной зоны в разных странах колеблется от сотен метров до сотен миль и трудно выявить наиболее часто встречающийся и более оптимальный принцип выделения прибрежных зон.

В России, в действующем законодательстве нет правового акта, строго определяющего прибрежную зону и трактующего ее как единое целое с точки зрения геосистемного подхода. На основе последних отечественных работ в области прибрежно-морского природопользования можно определить основные принципы выделения прибрежной зоны:

1. Прибрежная зона должна быть определена в качестве объекта управления. Поэтому она должна рассматриваться как сложная динамическая система взаимодействий между человеческой деятельностью, общественными потребностями, природными ресурсами и внешними природными и антропогенными воздействиями (Денисов, 2002). Прибрежная зона выделяется как зона контактных аква-территориальных структур суши-океана на основе иерархического функционального зонирования (Бакланов и др. 2003).

2. Прибрежная зона должна быть определена, как единая геологическая, физико-географическая, гидролито-динамичесая природная система (Айбулатов, 2005).

3. Принципы выделения прибрежной зоны должны соответствовать существующему российскому и международному законодательству.

При определении сухопутной границы прибрежных зон нужно учитывать, что море – это конечный бассейн, куда поступают стекающие с речной водой загрязнения и взвеси.

Рассматривая прибрежную зону как объект управления, логично и удобно для организации управления обозначить сухопутную границу прибрежной зоны по административным границам приморских краев и областей (Арзамасцев, 2009).

В качестве морской границы прибрежной зоны, как целостной аква-территориальной природной системы, можно рассматривать границу континентального шельфа, который является подводным продолжением платформенных равнин континентов или мелководьями, окаймляющими берега континентов и островов. Однако внешний край шельфа имеет различное морфологическое выражение - от резкой бровки до слабовыраженного перегиба. Кроме того, с увеличением объема знаний о природе Мирового океана определения границ этих зон становятся все более расплывчатыми.

Представляется, что для целей организации рационального природопользования и комплексного управления прибрежными зонами необходимо руководствоваться юридическим определением континентального шельфа. Закрепленное в международном и российском законодательстве юридическое понятие континентального шельфа шире, чем геолого-геоморфологическое.

Детально этот вопрос рассмотрен в работе Денисова (Денисов, 2005). Внешняя граница континентального шельфа РФ (в соответствии с Законом РФ о континентальном шельфе) находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль.

Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема.

Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права.

Внешняя граница юридического континентального шельфа согласно Конвенции ООН по морскому праву устанавливается по внешней границе подводной континентальной окраины, но не далее дистанционных лимитов в 350 миль от исходных линий или 100 миль от изобаты 2500 м (рис. 1). Если граница подводной континентальной окраины ближе к берегу, чем любой указанный дистанционный лимит, то граница юридического шельфа устанавливается по границе подводной континентальной окраины, определяемой одним из двух указанных альтернативных методов: 60 миль от основания континентального склона либо по линии, соединяющей точки, в которых мощность осадков составляет 1 % от расстояния между этими точками и основанием континентального склона.


Рисунок 1 - Варианты границ "юридического шельфа" (Денисов, 2002). Обозначения: А - граница подводной окраины материка (континентальная окраина), установленная в соответствии с Конвенцией (по вариантам А и Б), расположена ближе 350 м миль от берега и ближе 700-мильного расстояния от изобаты 2500 м; Б - граница подводной окраины материка (континентальной окраины), установленная в соответствии с Конвенцией (по вариантам А и Б), расположена далее 350 м миль от берега и далее 100-мильного расстояния от изобаты 2500 м; 1 - граница "юридического шельфа" по выбору прибрежного государства; 2 - граница континентальной окраины, устанавливаемая на основании методов А и Б, предусмотренных в Конвенции; 3 - дистанционный лимит (два варианта).

Таким образом, прибрежная зона, рассматриваемая как объект управления – это целостная природная и социально-экономическая территориально-акваториальная система, объединенная сложной структурой взаимодействий. На суше границы прибрежной зоны целесообразно проводить по административным рубежам приморских краев и областей, а морскую границу прибрежной зоны – по юридической внешней границе континентального шельфа (рис. 2) (Арзамасцев, 2009).

Рисунок 2 - Схематичное изображение прибрежной зоны дальневосточных морей России

 

Таблица – Характеристики береговой и исключительной экономической зоны Дальневосточного бассейна

Наименование

Протяженность береговой линии (км)

Площадь исключительной экономической зоны (км2)

Берингово море

13 340

693 191

Охотское море

10 480

1 513 988

Японское море

7 531

314 730

Тихоокеанское побережье Курильских, Командорских остовов и Камчатки

 

877 868


Литература

Айбулатов Н.А. Деятельность России в прибрежной зоне моря и проблемы экологии. ИО РАН им. П.П. Ширшова. М.: Наука, 2005. 364 с.

Арзамасцев И.С. Природопользование в прибрежных зонах: основные понятия, зонирование и проблемы управления//Таможенная политика России на Дальнем Востоке. №4. 2009. с. 76-89.

Бакланов П.Я., Арзамасцев И.С., Качур А.Н. и др. Природопользование в прибрежной зоне (проблемы управления на Дальнем Востоке России). Владивосток: Дальнаука. 2003. 229 с.

Денисов В.В. Эколого-географические основы устойчивого природопользования в шельфовых морях (экологическая география моря).- Апатиты: Изд-во КНЦ РАН, 2002.- 502 с.

 

<<< Back

Для корректной работы с CD-ROM рекомендуется установить Internet Explorer 6.0 или выше
Данный CD-ROM является тринадцатым томом серии информационных продуктов ТОИ ДВО РАН под общим названием: "Информационные ресурсы ТОИ. Океанография".
Copyright © 2012 by V.I. Ilichev Pacific Oceanological Institute