esimo logo
icam logo nowpap logo

Природопользование, состояние и тенденции изменений морской среды прибрежных районов России в Японском море

Главная страница | Графические материалы | Архив данных | Распределенные ресурсы |Текущие исследования | Контакты

Изложение сведений по каждому разделу данного описания проводится в соответствии с официальным изданием –
"Лоцией Японского моря" с необходимой корректировкой устаревших географических названий.
Иллюстрации и карты подготовлены с помощью программы Google Earth , получены в режиме свободного доступа через Интернет, отсканированы с бумажных носителей.

Морфометрические характеристики и рельеф дна

Порт Владивосток с подходами

ПОРТ ВЛАДИВОСТОК На берегах полуострова Муравьев-Амурский раскинулся город Владивосток. Крупнейший тихоокеанский порт Российской Федерации Владивосток занимает всю акваторию пролива Босфор-Восточный и бухт, вдающихся в его берега, а также часть акватории Амурского залива.

Преимуществами порта Владивосток, благодаря которым он занял главенствующее положение среди других отечественных портов Тихоокеанского побережья, являются наличие закрытого рейда и глубоких бухт, пригодных для стоянки судов с большой осадкой, а также благоприятные физико-географические условия, позволяющие при малом ледокольном флоте держать порт открытым для отечественных и иностранных судов круглый год.

Порт Владивосток состоит из морского торгового и морского рыбного портов, а акватория порта — из внутреннего и двух внешних рейдов: западного и восточного. Почти на всем протяжении берег в районе порта укреплен стенками; у берега оборудованы причалы, пирсы и гавани.

В 1859 г. проливом Босфор-Восточный в бухту Золотой Рог вошел первый русский корабль. Это был военный транспорт «Маньчжур» под командованием капитан-лейтенанта Шефнера. Корвет «Гридень» под командованием капитан-лейтенанта Эгершельда был первым судном, зимовавшим в бухте Золотой Рог в 1860—1861 гг.

Датой основания города Владивосток считается 2 июля (20 июня) 1860 г., когда на северном берегу бухты Золотой Рог был сооружен военный пост, который построила команда в составе 40 солдат четвертого линейного батальона Восточно-Сибирского полка во главе с прапорщиком Комаровым, высадившаяся с транспорта «Маньчжур». В настоящее время город Владивосток — административный центр Приморского края и крупный торгово-промышленный город Дальнего Востока.

Граница порта Владивосток на западе проходит (по линии, соединяющей мыс Фирсова с островом Уши, а на востоке по линии 43°04,2 131°57,8; полуостров Басаргина с точками 43°04,2 132°00,4: 43°02,37 132°00,4; о.Скрыплева и м. Басаргина.

Гидрометеорологические сведения.

Западная и восточная части пролива Босфор-Восточный различаются между собой по числу дней с туманом. Чаще всего туман наблюдается в восточной части пролива, куда он приносится с моря юго-восточными ветрами. Нередко бывает и так, что плотный туман закрывает берега восточной части пролива Босфор-Восточный и вход в бухту Золотой Рог, а в Западной части пролива в районе кошки Токаревского в это же время тумана нет совсем или он слабый.

В проливе Босфор-Восточный действуют постоянные поверхностные течения, идущие из Амурского залива в Уссурийский вдоль южного берега пролива и из Уссурийского залива в Амурский вдоль северного берега. Средняя скорость этих течений в узкостях пролива от 0,2 до 1,2 уз. Приливные течения в проливе Босфор-Восточный слабые.

ЗАПАДНЫЙ ВНЕШНИЙ РЕЙД ПОРТА ВЛАДИВОСТОК расположен на акватории Амурского залива, ограниченной с запада линией, соединяющей мыс Фирсова с островом Уши, а с востока — береговой линией и линией, соединяющей мыс Токаревского с мысом Безымянный. Западный внешний рейд включает в себя бухты Кирпичного Завода, Безымянная и Федорова, а также гавани Спортивная и Приморской железной дороги. В районе западного внешнего рейда приметны сопки Орлиное Гнездо, Тигровая и Крестовая; мысы Фирсова, Бурный, Токаревского, а также кирпичные трубы у мыса Боброва и к югу от острова Уши на острове Русский. Южная часть рейда более приглуба, чем северная. Грунт здесь ил, песок и камень. На рейде выставляются швартовные бочки.

В бухтах, входящих в западный внешний рейд порта, лед появляется в начале декабря. Полное очищение этого района от льда происходит в конце первой декады апреля.

Мыс Фирсова расположен в 1 миле к юго-юго-западу от мыса Грозный. Мыс Фирсова высокий, обрывистый, порос травой и на расстоянии до 1 кбт окаймлен песчаной отмелью с глубинами менее 2 м. От мыса на 80 м к северу и северо-западу отходит насыпная дамба. Вблизи мыса имеются строения, среди них приметен большой двухэтажный дом с надстройкой на крыше. К югу от мыса Фирсова вдоль берега тянется отмель. Светящий знак Фирсова установлен на мысе Фирсова.

Камень надводный расположен в 0,5 кбт к западу от мыса Фирсова. Подводное препятствие с глубиной над ним 8,4 м находится в 1,8 кбт к западу от мыса Фирсова. Отличительная глубина 3,8 м расположена в 1,2 кбт к западу от мыса Фирсова. Банка с глубиной 4,3 м лежит в 6,2 кбт к юго-юго-западу от мыса Фирсова. Грунт на банке песок и ил. Светящий буй мыса Фирсова западный выставляется в 6 кбт к SSW от мыса Фирсова с западной стороны банки с глубиной 4,3 м.

Бухта Кирпичного Завода незначительно вдается в юго-восточный берег Амурского залива между мысом Фирсова и мысом Лагерный, находящимся в 2 милях к югу от мыса Фирсова. Мысом Калузина (43°09' N, 5 131°54' Е) бухта делится на две части: северную и южную. Северная часть называется бухтой Второй Речки, а южная — бухтой Первой Речки. Вдоль берега бухты Кирпичного Завода произведена засыпка акватории.

В бухте Кирпичного Завода можно стоять на якоре в спокойную погоду или при восточных и южных ветрах. При сильных северных и западных ветрах стоянка на якоре в бухте невозможна. Малые суда могут становиться на якорь в 3—4 кбт от берега; лучшие якорные места расположены в более приглубой юго-восточной части бухт Первой Речки и Второй Речки.

Бухта Второй Речки находится в северной части бухты Кирпичного Завода между мысами Фирсова и Калузина. В вершину бухты впадает речка Вторая Речка, от устья которой на 1 —1,5 кбт отходит отмель с глубинами менее 2 м. Во время дождей речка превращается в бурный поток.

Пирс сооружен в 1,4 кбт к SSE от устья речки Вторая Речка. Глубины у пирса 1,2—3,1 м.

Гавань для малых судов расположена в 5 кбт к NNE от мыса Калузина. С W гавань ограждена от Амурского залива насыпной дамбой длиной 850 м и шириной 25—50 м. Вход в гавань, расположенный у северной оконечности дамбы, неприметен, ширина его 20 м. Глубины во входе в гавань около 1,8 м.

Бухта Первой Речки расположена в южной части бухты Кирпичного Завода между мысами Калузина и Лагерный. В вершину бухты впадает речка Первая Речка, которая во время дождей превращается в бурный поток. От устья речки Первая Речка на 1 —1,5 кбт к SW > отходит отмель с глубинами менее 2 м. На отмели местами имеются осушки.

Гавань, предназначенная для малых судов, сооружена непосредственно к SSW от мыса Калузина. Вход в гавань шириной 40 м расположен между двумя насыпными дамбами, ограничивающими гавань с W. Глубины во входе в гавань 2,9—3,5 м, а в ее средней части 1,5—2,5 м. К N от оконечности южной дамбы отходит гряда длиной 65 м осыхающих камней. У восточного берега гавани сооружены два пирса для маломерных катеров.

В 1,9 кбт к S от мыса Калузина в гавани находятся железобетонные сваи разрушенного пирса.

Дамба насыпная отходит от юго-восточного берега бухты Первой Речки в 5 кбт к SSW от мыса Калузина сначала на 0,5 кбт к WNW, а затем на 1,1 кбт к WSW. С северной стороны дамбы сооружены пирсы. Со стороны залива к пирсам прорыт канал длиной 500 м и шириной 350 м. Глубины в канале более 10 м.

Гавань Лихтерная, ограниченная с N насыпной дамбой, расположена в 1,9 кбт к ENE от мыса Лагерный. Глубины в средней части гавани 4—5 м. В гавани оборудованы пирсы и причал. У пирса, расположенного в 150 м к ESE от оконечности дамбы, на грунт посажено судно. В 22 м к SW от этого судна на отмели лежит затонувшая баржа с частями над водой. Между оконечностью дамбы и берегом в гавань ведет проход шириной 75 м с глубинами 4—5 м. Створ светящих знаков гавани Лихтерная первый, установленных на южном берегу бухты Первой Речки в 2 кбт к ESE от мыса Лагерный, ведет по каналу к пирсам № 1 ,2 и 3. С т в о р светящихся знаков Лихтерная второй, установленных в 3 кбт к SSE от мыса Калузина, служит для определения места отдачи якорей при подходе и швартовке кормой к пирсам № 1, 2 и 3. Точка пересечения подходного створа светящих знаков и секущего створа маяков является местом отдачи якорей. Она находится в 300 м от оконечностей пирсов № 1, 2 и 3.

Бухта Безымянная вдается в юго-восточный берег Амурского залива между мысом Кузнецова (43°08' N, 131°53' Е) и мысом Боброва, расположенным в 5,7 кбт к SW от мыса Кузнецова. Берега бухты пологие и приглубые. Глубины в средней части бухты Безымянная 5-9 м. По направлению к ее берегам они постепенно уменьшаются. Грунт ил. К S от мыса Боброва до гавани Спортивная тянется укрепленный берег. У этого берега сооружены четыре пирса, возле одного из них оборудован дельфинарий. Труба приметная высотой 120,8 м расположена на южном берегу бухты Безымянная в 0,9 кбт к ESE от мыса Боброва. Дамба насыпная длиной 550 м сооружена в вершине бухты Безымянная. Она отделяет осыхающую вершину бухты от залива. Мористая сторона дамбы приглуба. Якорное место, укрытое от южных и восточных ветров, находится в средней части бухты Безымянная. Глубины на якорном месте 6—7 м. 5 Пирс пассажирский длиной 65 м и шириной 7 м сооружен в 3 кбт к S от мыса Боброва. Глубина у оконечности пирса 7,9 м.

Гавань Спортивная, предназначенная для спортивных судов, вдается в юго-восточный берег Амурского залива в 4,8 кбт к S от мыса Боброва.Гавань защищена от ветров и волнения двумя молами: северным и южным. У размытой оконечности южного мола имеется гряда надводных и подводных камней, поэтому при входе в гавань требуется соблюдать осторожность и держаться середины входа. Оконечность южного мола ограждается северной вехой. У северного мола гавани сооружена причальная стенка для спортивных судов и катеров. Глубины в средней части гавани Спортивная 2,2—4,2 м, грунт — песок. На участке от основания южного мола гавани Спортивная до мыса Бурный (43°07' N, 131°52' Е) вдоль обрывистого берега оборудованы благоустроенные водные станции и купальни. Берег здесь отмелый, и подходить к нему ближе чем на 2 кбт не следует.

Сопка Тигровая (43°07'N, 131°53'Е) приметная высотой 79,2 м расположена у основания полуострова Шкота. Вершина сопки плоская, на восточной стороне вершины установлена мачта с реем.

Бухта Федорова вдается в северо-западный берег высокого и обрывистого полуострова Шкота между мысом Бурный и мысом Купера, расположенным в 7 кбт к SW от мыса Бурный. Берега бухты отмелы, местами от них отходят осушки, а у входных мысов бухты разбросаны надводные и подводные камни. В вершине бухты сооружена гавань для спортивных судов. С SW гавань ограничена молом длиной 50 м и шириной 2—5 м. В северной части гавани оборудован причал длиной 70 м. Глубины в гавани около 3 м. Глубины в средней части бухты Федорова 6-9 м. По мере приближения к ее берегам они постепенно уменьшаются. Грунт в бухте песок. Бухта Федорова защищена от восточных и юго-восточных ветров.

Мыс Бурный — юго-западная оконечность низкой ровной насыпной площадки (дамбы размером 130X150 м), к которой подходит скалистый и обрывистый западный склон сопки Тигровая. К ENE от мыса Бурный на берегу находится водная станция, к которой по береговому обрыву ведут две лестницы, приметные с залива. Вблизи мыса на высоком берегу стоит несколько приметных многоэтажных зданий. Мыс окаймлен рифом, отходящим от него на 0,5 кбт.

Подводные кабели. Два подводных телеграфных кабеля, соединяющие города Владивосток и Нагасаки, проложены от мыса Бурный до острова Кюсю. Третий п/кабель проложен от м. Бурный до о. Русский. Во избежание повреждения кабелей становиться на якорь в бухте Федорова и к W от мыса Бурный запрещается.

Подводное препятствие (бочка притопленная) находится в 2,2 мили к WNW от мыса Бурный. Еще одна притопленная бочка находится в 5,5 кбт к WNW от мыса Бурный.

Мыс Купера — юго-западный входной мыс бухты Федорова — обрывист и неприметен. У берега в районе мыса Купера производится засыпка акватории. Непосредственно к S от мыса Купера находится еще одна гавань для спортивных судов. Риф с глубиной на кромке 0,9 м выступает на 1 кбт к WNW от мыса Купера.

Гавань Приморской железной дороги расположена в 4,5 кбт к SSW от мыса Купера. С NE и SW гавань защищена каменными дамбами, которые в настоящее время разрушены. Ширина входа между оконечностями разрушенных дамб 1,5 кбт. Глубины во входе в гавань 6—9 м, а в средней ее части 8 м. При входе в гавань следует придерживаться середины прохода. В гавань заводятся суда, корпуса которых режут на металлолом. Пирс длиной 6 м и шириной 27,5 м для погрузки металлолома оборудован в вершине гавани Приморской железной дороги. Глубины у оконечности пирса 1,4—4,7 м Причальная стенка длиной 105 м с глубинами 3—4 м находится непосредственно к N от пирса длиной 6 м.

Мыс Россета, высокий и обрывистый, расположен в 1,2 мили к SSW от мыса Купера. Мыс Россета образован северо-западным склоном приметного холма высотой 91 м, возвышающегося в юго-западной части полуострова Шкота. Мыс Россета окаймлен осыхающими камнями. Маяк Россета установлен на мысе Россета. При маяке имеется девиационный радиомаяк. Пирс длиной 97 м и шириной 13 м сооружен в 3,9 кбт к NE от мыса Россета.

Полигоны. Радиодевиационный полигон Россета (район № 145) находится в 6 кбт к NNW от мыса Россета. Для производства радиодевиационных работ предназначен радиомаяк девиационный Россета.

Девиационный полигон Амурского залива (район № 146) расположен в 6 кбт к NW от мыса Россета. Полигон оборудован веером створов и двумя отдельными створами. Передним знаком веера створов служит маяк Токаревского (43°04' N, 131°50' Е), который с задними знаками № 1—4, установленными на северном берегу острова Русский, и с передним знаком Поспеловского створа образует пять створов. Знаками двух отдельных створов служат девиационный створный знак № 5 и две трубы, расположенные на западном берегу бухты Новик.

Мыс Токаревского — юго-западная оконечность полуострова Шкота — расположен в 5 кбт к SSW от мыса Россета. Мыс Токаревского, образованный юго-западным склоном приметного холма высотой 91 м, высокий и обрывистый.

Кошка Токаревского длиной 4,3 кбт представляет собой каменистую косу, отходящую к S от мыса Токаревского. Средняя часть кошки расширена; здесь установлена мачта воздушной линии электропередачи высотой 151,8 м от основания и 157,4 м от уровня моря. Кошка искусственно поднята и имеет вид дамбы. Вдоль кошки сооружена приметная эстакада длиной 700м. Маяк Токаревского сооружен на южной оконечности кошки Токаревского. Перекидка воздушной линии электропередачи высотой 57 м от уровня полной воды проложена через пролив Босфор-Восточный от кошки Токаревского до мыса Безымянный. На мачтах-опорах перекидки в темное время суток зажигаются заградительные авиационные огни. Опоры приметны с Амурского залива и с пролива Босфор-Восточный.

Мыс Безымянный, скалистый и обрывистый, находится в 3,5 кбт к SSW от оконечности кошки Токаревского. Мыс порос травой и кустарником. На мысе установлена мачта воздушной линии электропередачи высотой 151,7 м от основания и 192,9 м от уровня моря. К W от мыса Безымянный берег высокий, обрывистый, скалистый и приглубый. В нескольких местах у берега разбросаны осыхающие камни.

Риф каменистый с наименьшей глубиной на восточной кромке 0,5 м простирается на 1,2 кбт к Е от мыса Безымянный. Риф ограждается восточной вехой. Светящий буй рифа мыса Безымянный северный выставляется в 0,6 кбт к N от мыса Безымянный и ограждает северную кромку рифа.

Мыс Ларионова (43°04'N, 131°50'Е) является юго-западным мысом западного входа в пролив Босфор-Восточный. Он скалист, обрывист и образован северным склоном сопки Ларионовская высотой 90,6м. Около мыса разбросаны подводные камни.

Остров Уши (43°04 N, 131 48' E) расположен у входа в бухту Новик. Остров лишен растительности и представляет собой две скалы, по внешнему виду напоминающие уши. Остров Уши служит ориентиром для опознания западного входа в пролив Босфор-Восточный и в бухту Новик. Вблизи острова разбросаны скалы. Между островом Уши и находящимся в 1 кбт к SE от него мысом Старицкого простирается каменистая гряда с наименьшей глубиной 0,2 м. Светящий знак Уши установлен на северной скале острова Уши. Каменистая гряда с глубиной на кромке 5,2 м простирается на 1 кбт к WNW от острова Уши. Мористая кромка гряды ограждается западной вехой. Банка Нахимова с наименьшей глубиной 4,8 м лежит на каменистой гряде, вытянутой с SSW на NNE на 1,1 кбт, в 1,7 кбт к NE от острова Уши. Банка Нахимова ограждается северной вехой.

Створ острова Уши с маяком Токаревского используется как девиационный. Направление створа 251,8° — 71,8°.

Якорные места на западном внешнем рейде расположены в основном к W от бухты Кирпичного Завода и против участка берега между мысами Купера и Токаревского. Первая группа якорных мест (№ 56 - 64) находится в пределах 1,6—3,6 мили к WSW, а вторая (№ 65— 69) - в пределах 1,4—2,6 мили к SW от мыса Фирсова. Глубины на якорных местах 17—22 м, грунт — песок. Эти якорные места предназначены для танкеров, ожидающих освобождения причалов в бухте Первой Речки. Якорные места третьей группы (№ 70 - 77) тянутся двумя линиями параллельно берегу в 2—3 кбт от него и предназначены для стоянки судов при штормах южных направлений. Глубины здесь 18—29 м, грунт - ил. Иностранные суда должны становиться на якорных местах № 73, 76 и 77. Суда, не получившие разрешения на вход в порт или не имеющие средств связи с Центром, становятся на якорь до получения разрешения в Амурском заливе.

ВНУТРЕННИЙ РЕЙД ПОРТА ВЛАДИВОСТОК образован бухтами Золотой Рог, Диомид, Улисс, Новик и акваторией пролива Босфор-Восточный, ограниченной с запада линией, соединяющей мысы Токаревского и Безымянный, а с востока — линией, проходящей через мысы Назимова и Новосильского.

Глубины в средней части пролива Босфор-Восточный 26—38 м. По мере приближения к западному входу в пролив они постепенно увеличиваются до 50 м, а к восточному — до 40 м. Грунт в проливе Босфор-Восточный преимущественно ил и песок. Крупная зыбь, заходящая в пролив Босфор-Восточный при свежих юго-восточных и восточных ветрах, делает якорную стоянку в нем неспокойной. В проливе Босфор-Восточный выставляются швартовные бочки.

Токаревский фарватер ведет из Амурского залива на внутренний рейд порта Владивосток. Фарватер начинается в месте пересечения Поспеловского створа с меридианом 131°49,8'Е. Фарватер состоит из трех колен. Первое колено длиной 6,5 кбт и шириной 1,5 кбт имеет направление 103.5°—283.5°; по его оси ведет Поспеловский створ светящих знаков. Второе колено длиной 5,6 кбт и шириной от 1,5 до 2,5 кбт имеет направление 82°—262°. Третье колено длиной 5 кбт и шириной 2,6 кбт имеет направление 56°—236° и соединяется с районом № 10 повышенной осторожности плавания. Глубины на фарватере 26—50 м, грунт -- камень, ил и песок. Течение на фарватере у оконечности кошки Токаревского в прилив направлено на Е, а в отлив — на W. Во время прилива скорость течения больше, чем при отливе.

Бухточка вдается в южный берег полуострова Шкота между оконечностью кошки Токаревского и находящимся в 6,6 кбт к NE от нее мысом Тигровый. Западный берег бухточки образован кошкой Токаревского. Северный берег ее высокий, обрывистый, порос травой и кустарником. Вдоль северного берега бухточки тянется риф с глубинами 0,6 — 2 м, отходящий от берега на расстояние до 1 кбт.

Бухта Золотой Рог, защищенная от всех ветров, кроме штормовых, и волнения, вдается в северный берег пролива Босфор-Восточный между мысом Тигровый (43°05' N, 131°51'Е) и находящимся в 1,2 мили к ENE от него мысом Голдобина. С NW бухта ограничена полуостровом Шкота. Северо-западный берег бухты Золотой Рог холмистый, в южной части обрывистый и на всем протяжении приглубый. Северный, южный и восточный берега бухты высоки, кое-где обрывисты и окаймлены узкой низкой прибрежной полосой, искусственно выровненной и местами расширенной для портовых сооружений. Берег вершины бухты низкий; к нему выходит долина, по которой протекает речка Объяснения. Берега бухты Золотой Рог почти на всем протяжении укреплены стенками, оборудованы причалами и пирсами. Глубины во входе в бухту Золотой Рог 20 — 27 м. Далее к вершине бухты они постепенно уменьшаются. Грунт в бухте ил. В бухте Золотой Рог выставляются швартовные бочки.

Гидрометеорологические сведения. Летом в бухте Золотой Рог преобладают южные и юго-восточные ветры, часты дожди и туманы. Осенью и зимой ветры преимущественно северные и северозападные, сопровождающиеся сухой и ясной погодой, значительным понижением температуры и повышением атмосферного давления. Зимние и осенние ветры продолжительны; обычно их средняя скорость около 8 м/с. Весной и летом скорость ветра несколько меньше, чем зимой. Туманы в бухте Золотой Рог наблюдаются с апреля по август. Наиболее часты они в июне и июле. Как правило, туманы появляются при юго-восточных ветрах, которые приносят их со стороны Уссурийского залива. При штилях туманы редки.

Приливы в бухте Золотой Рог неправильные полусуточные. С марта по ноябрь преобладает волнение от SE и только зимой от N и NE. Наибольшая высота волн не превышает 1,2 м.

Лед в бухте почти не образуется в связи со сбросом теплых вод в речку Объяснения. Иногда лед приносится из соседних районов и может заполнить всю бухту.

Предупреждение. Становиться на якорь в бухте Золотой Рог всем судам категорически запрещается, кроме случаев, вызванных особыми обстоятельствами. При этом необходимо учитывать, что илистый грунт в бухте якоря держит плохо. Во время сильных штормовых ветров необходимо отдавать два якоря и держать двигатели в постоянной готовности. Случалось, когда судно дрейфовало и при двух отданных якорях с достаточно вытравленной якорной цепью.

Входной бухты Золотой Рог фарватер ведет в бухту Золотой Рог. Южная граница фарватера совпадает с северной границей района 10 повышенной осторожности плавания. Длина фарватера 4,2 кбт. Ширина фарватера 2 кбт; направление фарватера 12°—192°. Глубины на фарватере 12—26 м, грунт — ил.

Мыс Тигровый, западный входной мыс бухты Золотой Рог, образован юго-восточным склоном холма высотой 80,2 м, расположенного в юго-западной части полуострова Шкота. Мыс высокий, скалистый, обрывистый и окаймлен надводными и подводными камнями.

Шкотовский створ маяков, установленных в юго-западной части полуострова Шкота в 2 кбт к NNE от мыса Тигровый, ведет по проливу Босфор-Восточный из Уссурийского залива к входу в бухту Золотой Рог.

Светящий буй осевой выставляется в 8 кбт к Е от мыса Тигровый в центре района 10 повышенной осторожности плавания, где сходятся три фарватера: Шкотовский, Токаревский и Входной бухты Золотой Рог.

Мыс Голдобина является восточным входным мысом бухты Золотой Рог и представляет собой южную оконечность полуострова, отделяющего бухту Золотой Рог от бухты Диомид. Мыс скалист и обрывист.

Сопка Крестовая высотой 88,9 м возвышается на северо-западном берегу бухты Золотой Рог в 1,1 мили к NE от мыса Тигровый. Вершина этой сопки приметна с Амурского залива.

Мыс Эгершельда, скалистый и обрывистый, выступает в бухту в 2,5 кбт к ENE от сопки Крестовая. У мыса сооружены причалы.

Мыс Чуркина низкий выступает в бухту Золотой Рог в 8 кбт к N от мыса Голдобина. У мыса сооружены причалы.

Сопка Алексеевская высотой 82 м расположена на северном берегу бухты Золотой Рог в 5,1 кбт к ENE от сопки Тигровая и в 2 кбт от береговой линии.

Сопка Орлиное Гнездо высотой 192,6 м находится в 8,8 кбт к ENE от сопки Тигровая. Она имеет три вершины, из которых средняя наиболее высокая и приметна при плавании в Амурском заливе. Телевизионные башни. Башня приметная ажурная металлическая высотой 192 м установлена на северо-восточной вершине сопки Орлиное Гнездо. В 1,1 кбт к WSW от этой башни на средней вершине сопки Орлиное Гнездо стоит другая телевизионная башня высотой 52 м. Третья башня находится вблизи вершины горы высотой 203,1 м, расположенной в 9 кбт к Е от сопки Орлиное Гнездо. В ночное время на башнях зажигаются заградительные авиационные огни.

Холм Бурачок высотой 138,5 м приметный находится на южном берегу бухты Золотой Рог в 2 милях к ESE от сопки Тигровая. Склоны холма Бурачок крутые, частично обрывистые, две его остроконечные вершины соединены небольшой седловиной. На западной вершине холма стоит знак. При входе в бухту Золотой Рог вершины холма Бурачок усматриваются с правого борта в створе.

Бухта Диомид вдается в северный берег пролива Босфор-Восточный между мысом Голдобина и расположенным в 4,8 кбт к ESE от него мысом Абросимова. Северо-западный берег бухты высокий, берег вершины бухты низкий. Юго-восточный берег по мере приближения к мысу Абросимова постепенно повышается и становится обрывистым. На берегах бухты Диомид расположены жилые дома и другие постройки. На северо-западном берегу находится Владивостокская база тралового и рефрижераторного флота и портовый пункт Диомид, приписанный к Владивостокскому морскому рыбному порту. Вдоль берегов бухты в нескольких местах оборудованы причалы. Бухта Диомид защищена от всех ветров, кроме юго-западных. Глубины во входе в бухту Диомид 22—26 м. По мере приближения к ее вершине они постепенно уменьшаются. Юго-восточный берег бухты окаймлен узкой, частично осыхающей отмелью с глубинами менее 2 м. Грунт в бухте ил. В бухте Диомид выставляются швартовные бочки.

Банки с глубинами 5; 1,1 и 3,6 м лежат соответственно в 1,6; 2 и 2,2 кбт к ENE от мыса Голдобина. Банка с глубиной 9,6 м расположена в 1,7 кбт к Е от мыса Голдобина.

Мыс Абросимова — юго-восточный входной мыс бухты Диомид — высокий, скалистый и обрывистый. Мыс приглуб, но окаймлен подводными камнями. Берег к Е и далее к SE от мыса Абросимова до мыса Острый высокий, скалистый, обрывистый и окаймлен подводными камнями. Подводное препятствие, огражденное западной вехой, расположено в 1,5 кбт к NNW от мыса Абросимова. Район буровых работ находится в 1 кбт к NW от мыса Абросимова

Рекомендации для входа в бухту Диомид. Входить в бухту Диомид следует посредине между мысами Голдобина и Абросимова. При следовании к вершине бухты необходимо придерживаться северо-западного берега бухты, чтобы безопасно миновать отмель у юго-восточного берега бухты, на которой вблизи берега лежит затонувшее судно с частями над водой и производится засыпка.

Бухта Улисс вдается в северный берег пролива Босфор-Восточный между мысом Острый (43°05'N, 131°54'Е) и находящимся в 8 кбт к SE от него мысом Назимова. Берега бухты образованы крутыми, местами обрывистыми склонами холмов. На берегах бухты имеется четыре приметные трубы. В бухте Улисс выставляются швартовные бочки.

Створ светящих знаков бухты Улисс входной, установленных в 1,1 мили к Е от мыса Острый, ведет в бухту Улисс из пролива Босфор-Восточный. Створ светящих знаков бухты Улисс, установленных на восточном берегу бухты Улисс, ведет в восточную часть бухты Улисс.

Мыс Острый, высокий скалистый и обрывистый, окаймлен многочисленными надводными и подводными камнями. Мыс и прилегающая к нему местность поросли лесом и кустарником.

Причал построен непосредственно к Е от мыса Острый. Светящие буи бухты Улисс левой и правой сторон выставляются соответственно в 5 и 6 кбт к SE от мыса Острый.

Бухточка вдается в северный берег бухты Улисс между мысом Острый и мысом Романова, расположенным в 3,3 кбт к Е от мыса Острый. Берег вершины бухточки представляет собой песчаный пляж, вблизи которого находятся строения. Подводные препятствия находятся в 4,4 кбт к Е и в 5 кбт к ESE от мыса Острый; над первым препятствием (бетонным монолитом) глубина 0,5 м.

Мыс Артур — северо-западная оконечность полуострова Назимова — расположен в 8 кбт к ESE от мыса Острый. В пределах 1,7 кбт к SW от мыса Артур ведутся засыпные работы для строительства причала; к Е от мыса Артур сооружена причальная стенка.

Мыс Назимова — юго-восточный входной мыс бухты Улисс — является западной оконечностью высокого полуострова Назимова, отделяющего бухту Улисс от бухты Патрокл, и северо-восточным мысом восточного входа на внутренний рейд порта. Мыс Назимова высокий, обрывистый, окаймлен надводными и подводными камнями. На 0,8 кбт к SSW от мыса Назимова отходит риф, южная кромка которого приглуба.

Мыс Новосильского — юго-западный мыс восточного входа на внутренний рейд порта — расположен в 8 кбт к SW от мыса Назимова. Мыс Новосильского плоский, обрывистый и скалистый. Он приметен светлыми и темными пластами горных пород. Риф осыхающий выступает на 1 кбт к Е от мыса Новосильского. При волнении над ним образуются буруны. Риф ограждается восточной вехой.

Мыс Поспелова находится в 5,5 кбт к NW от мыса Новосильского. Мыс Поспелова низкий и приглубый. Мыс сложен из валунов, крупной гальки и песка с ракушкой. В 4 кбт к SW от мыса Поспелова расположены постройки селения. Поспеловский створ светящих знаков, установленных на мысе Поспелова, ведет из Амурского залива в пролив Босфор-Восточный. Риф осыхающий простирается на 1,3 кбт к NE от обрывистого мыса, незначительно выступающего в пролив Босфор-Восточный в 4 кбт к WSW от мыса Поспелова.

Бухта Безымянная вдается в южный берег пролива Босфор-Восточный между мысом, расположенным в 1,2 мили к W от мыса Поспелова, и мысом Безымянный. Берега бухты Безымянная в районе входных мысов высокие, обрывистые, поросли травой и кустарником; к вершине бухты они постепенно понижаются. Берег вершины бухты прорезан каналом, соединяющим ее с бухтой Новик. Вдоль берегов бухты узкой полосой тянется песчано-каменистая осушка, окаймленная отмелью с глубинами менее 10 м. Глубины в бухте Безымянная по направлению к ее вершине сначала убывают постепенно, а затем от середины бухты резко уменьшаются. Грунт в бухте ил, песок и камень. Бухта Безымянная открыта северо-восточным ветрам и при сильных штормах подвержена воздействию волнения и зыби.

Бухта Новик узкая вдается в северную часть западного берега острова Русский между мысом Елагина (43°04' N, 131°49'Е) и расположенным в 8 кбт к WSW от него мысом Старицкого. Берега бухты, за исключением берега вершины, высокие, обрывистые и покрыты кустарником; берег вершины бухты низкий и окаймлен осушкой. На склонах прибрежных гор растет лес.

Средства навигационного оборудования в бухте Новик обеспечивают плавание судов в любое время суток. Вход в бухту и плавание по ее северной части осуществляется по створам светящих знаков Ислямовский и Саперный, установленных соответственно в 1,2 мили к SE и 2,9 мили к ESE от мыса Старицкого. На мысах оборудованы светящие знаки Шигина, Безопасный, Фальшивый и Экипажный. На оконечности рифа Ермолаева находится светящий знак Ермолаева. Оконечности кос, отходящих от берегов бухты Новик, ограждены светящими буями.

Мыс Елагина, высокий и обрывистый, образован западным склоном сопки Ларионовская. Риф приглубый простирается на 1,8 кбт к SSW от мыса Елагина. Риф представляет собой частично осыхающую каменистую гряду с глубиной над ее оконечностью 0,3 м.Светящий буй рифа мыса Елагина западный выставляется с западной стороны рифа в 2,5 кбт к SW от мыса Елагина.

Мыс Старицкого, обрывистый и отмелый, окаймлен каменистым рифом. Две трубы высотой по 36 м приметные находятся в 1 миле к SSE от мыса Старицкого. Трубы используются в качестве задних знаков створов девиационного полигона Амурского залива.

Канал, соединяющий бухты Новик и Безымянная, находится в 9,5 кбт к ESE от мыса Елагина. Он прорыт через низкий перешеек, ранее соединявший полуостров Саперный с его северо-западной частью, называемой теперь местными жителями островом Елены. В районе канала установлены две высокие металлические ажурные мачты, которые приметны как со стороны бухты Новик, так и со стороны пролива Босфор-Восточный. Светящие знаки северного и южного входов в канал бухты Новик установлены на левой и правой сторонах этих входов.

Якорные места на внутреннем рейде порта Владивосток расположены в пределах трех районов, предназначенных для якорной стоянки судов. В районе 162 с восточной стороны полуострова Шкота находится якорное место № 1. Глубины здесь 15—29 м, грунт— камень. В районе № 163, находящемся у северного берега пролива Босфор-Восточный непосредственно к Е от бухты Диомид, расположены якорные места № 12—18-Б. Глубины в районе 20—33 м, грунт ил и песок. В районе № 163-А у южного берега пролива между бухтой Безымянная и мысом Поспелова находятся якорные места № 2—11. Глубины на них 23—33 м, грунт— ил. Якорные места № 1, 2 и З используются для кратковременной стоянки морских транспортных судов, занятых оформлением прихода и пополнением запасов, а якорных места № 12, 13 и 15 используются в тех же целях судами Роскомрыболовства.

ВОСТОЧНЫЙ ВНЕШНИЙ РЕЙД ПОРТА ВЛАДИВОСТОК включает бухты Патрокл, Аякс, Парис и акваторию пролива Босфор-Восточный от восточной границы внутреннего рейда до линии, проходящей от мыса Басаргина через остров Скрыплева к мысу Каразина. На восточном внешнем рейде выставляются швартовные бочки.

Шкотовский фарватер ведет из Уссурийского залива в порт Владивосток от точки с координатами 43°02,25' N, 131°57,98' E до точки с координатами 43°04,52'N, 131°52,52'Е. Фарватер длиной 4,6 мили и шириной 2,4 кбт имеет направление 119,5°—299,5°. Ось фарватера проходит по линии Шкотовского створа маяков. На Шкотовском фарватере установлено двухстороннее движение. Судам необходимо следовать справа от оси фарватера - Глубины на фарватере 19,2—44 м, грунт — ил, песок и ракушка. Подводное препятствие (буй) лежит на Шкотовском фарватере между берегом острова Русский и линией Шкотовского створа маяков в 3,5 кбт к ENE от мыса Новосильского.

Мыс Иродова (43°04'N, 131°56'Е), высокий, скалистый и обрывистый, является южной оконечностью полуострова Назимова. Мыс окаймлен подводными камнями, мористая кромка которых приглуба.

Бухта Патрокл вдается в северный берег пролива Босфор-Восточный между мысом Иродова и юго-западной оконечностью полуострова Басаргина, отстоящей на 1,4 мили к ESE от мыса Иродова. Северо-западный и восточный берега бухты Патрокл высокие, скалистые и обрывистые; северный берег бухты пологий и порос лесом. Берег вершины бухты представляет собой низкий песчано-галечный перешеек, соединяющий полуостров Басаргина с материком. На берегу вершины бухты находятся приметные многоэтажные постройки белого цвета. Вдоль северо-западного и северного берегов бухты тянется риф, выступающий местами на 1,3 кбт от берега. На рифе разбросаны надводные и осыхающие камни. У берега вершины бухты Патрокл и вдоль ее восточного берега на глубинах менее 8 м лежит много подводных камней. Местами берега бухты окаймлены осушкой. Грунт в бухте песок, кое-где камень, у берега вершины и у восточного берега бухты растут водоросли. Лед в бухте Патрокл периодически взламывается ветрами. С помощью ледоколов судоходство в бухте можно поддерживать почти в течение всей зимы.

Пирсы. Пирс № 1 длиной 165 м и шириной 16 м сооружен у берега вершины бухты в 1,6 мили к ENE от мыса Иродова. Глубина у оконечности пирса 7,8 м. При швартовке к пирсу необходимо остерегаться подводных камней с глубинами 5 и 2,2 м, лежащих соответственно в 60 м к WNW и в 50 м к ESE от оконечности пирса. Кроме того, в 20 м от северо-западной стороны пирса находятся четыре подводные сваи, а в 20 м от юго-восточной стороны пирса — одна подводная свая. Глубины над сваями 1 —1,3 м. Все эти сваи стоят в 80 м от берега. Пирс № 2 длиной 120 м и шириной 7,6 м находится в 1,5 кбт к S от пирса № 1. Глубины у оконечности пирса 2,8—4,4 м. При подходе к пирсу с SW следует учитывать наличие камней с глубинами 3,5 и 5,8 м, лежащих соответственно в 0,7 кбт к SSW и в 0,5 кбт к SW от оконечности пирса. Якорное место, укрытое от северных и северо-западных ветров, находится в вершине бухты Патрокл в 2,2 кбт к W от пирса № 2. Глубины на якорном месте 14—14,6 м. При южных ветрах, господствующих в летнее время, в бухту заходит большая волна и зыбь, делающие стоянку в ней неспокойной.

Полуостров Басаргина отделяет бухту Патрокл от Уссурийского залива; он является юго-восточной частью полуострова Муравьев-Амурский. Наибольшая высота 70,6 м находится в средней части западного берега полуострова. С материком он соединен узким, низким перешейком, на берегу которого со стороны Уссурийского залива лежат валуны. В северной части полуострова имеется несколько строений. Южный берег полуострова Басаргина окаймлен рифом, камнями и высокими скалами. Юго-западная оконечность полуострова Басаргина заканчивается высоким, скалистым и обрывистым мысом, поросшим травой. Риф осыхающий тянется на 0,9 кбт к SSW от юго-западной оконечности полуострова Басаргина. На рифе возвышается скала высотой 13 м. Глубина у южной кромки рифа 0,7 м.

Мыс Басаргина — юго-восточная оконечность полуострова Басаргина — представляет собой высокую скалу прямоугольной формы, которая соединена с берегом низким скалистым перешейком. Мыс Басаргина скалистый и обрывистый. Мыс Басаргина окаймлен рифом. Маяк Басаргина сооружен на мысе Басаргина.

Остров Скрыплева (43°02'N, 131°57'Е) высотой 45,6 м лежит при входе в пролив Босфор-Восточный со стороны Уссурийского залива. Берега острова обрывистые, скалистые и окаймлены надводными и подводными камнями. Остров порос травой. Иногда в тумане остров усматривается визуально в виде небольшой копны с седловиной на ее вершине. Маяк Скрыплева сооружен вблизи южной оконечности острова Скрыплева. Коса надводная, сложенная из валунов и гальки, выступает на 0,5 кбт к N от северного берега острова Скрыплева. На 1,5 кбт к NNW от оконечности косы простирается риф с наименьшей глубиной 0,8 м. Глубина на северной кромке рифа 2,1 м; здесь лежит камень, над которым в свежую погоду образуются буруны. Риф с наименьшей глубиной 0,8 м выступает на 0,5 кбт к SE от южной оконечности острова Скрыплева. На мористой кромке рифа лежат два надводных камня. Кромки рифа приглубы.

Девиационный полигон Уссурийского залива и радиодевиационный полигон Скрыплева (район № 144) находятся в 6 кбт к ESE от острова Скрыплева. Девиационный полигон имеет пять естественных створов, в которых используются мыс Новосильского, северная и южная оконечности острова Скрыплева, мысы Каразина, Вятлина, Тобизина и наибольший из островов Верховского.

Мыс Каразина находится в 8 кбт к SW от острова Скрыплева. Он образован скалистым, обрывистым склоном холма высотой 46,2 м, расположенного в северо-восточной части полуострова Житкова. Мыс Каразина окаймлен обломками скал. Риф с наименьшей глубиной 0,5 м простирается на 4,2 кбт к N от мыса Каразина и окаймляет северо-восточный берег полуострова Житкова. В 3,5 кбт к NNE от мыса Каразина на рифе лежит камень с глубиной 4,8 м. Глубины в районе рифа неровные, восточная кромка его приглуба. При ветрах с моря над рифом образуются буруны. Риф огражден восточной вехой. Затонувшее судно, представляющее опасность для плавания, лежит вблизи северной кромки рифа в 3,9 кбт к N от мыса Каразина.

Мыс Житкова — юго-восточный входной мыс бухты Парис — является северной оконечностью полуострова Житкова. Мыс Житкова скалистый, обрывистый и образован северо-западным склоном холма высотой 44,9 м, расположенного в северной части полуострова Житкова. В 3,3 кбт к SSW от мыса Житкова в бухту Парис выступает низкая галечная приглубая коса. Подводный кабель проложен от мыса Житкова в бухту Дунай.

Бухта Парис вдается в берег между мысом Житкова и мысом Балка, отстоящим на 7 кбт к WNW от мыса Житкова. Берега бухты Парис высокие и обрывистые, за исключением берега ее вершины. Восточный берег бухты образован полуостровом Житкова. Вблизи входа в бухту в восточный берег вдается бухта Житкова с отмелыми берегами, а в западный — мелководная бухта Балка. Берега бухты Парис в районе ее входных мысов приглубые и окаймлены надводными и подводными камнями, лежащими почти вплотную к берегу. Берег вершины бухты отмелый. Грунт в бухте ил. В бухте Парис имеется район, которого следует избегать. В районе находятся подводные препятствия с наименьшей глубиной над ними 0,3м.

Мыс Балка является северо-западным входным мысом бухты Парис и юго-восточным входным мысом бухты Аякс. Мыс Балка сложен из скал серого цвета и полого спускается к воде. Мыс окаймлен осыхающим рифом, который простирается на 0,2 кбт к Е от него. Мористая кромка рифа приглуба. На восточной кромке рифа лежит скала высотой 0,7 м. Светящий знак Балка установлен на мысе Балка. Подводное припятствие расположено в 2,3 кбт к W от м. Балка.

Бухта Аякс вдается в южный берег пролива Босфор-Восточный между мысами Балка и Новосильского. Берега бухты высокие и скалистые, поросли кустарником и травой. К вершине бухты они постепенно понижаются. Вдоль отмелых берегов бухты во многих местах простираются осушки. На берегах бухты имеются жилые и хозяйственные постройки, среди которых есть несколько многоэтажных зданий. Берега бухты местами окаймлены рифами, которые выступают на расстояние до 1 кбт от береговой линии. Глубины в бухте Аякс по направлению к ее берегам уменьшаются постепенно. Грунт между мысом Балка и банкой Скрягина каменистый, а к SW от банки — ил с песком. В бухте выставляются швартовные бочки. Банка Скрягина лежит почти посредине входа в бухту Аякс в 7 кбт к NW от мыса Балка. В южной части банки лежит группа осыхающих камней, на 1,4 кбт к NE от которых тянется риф. Банка Скрягина ограждается южной вехой. Светящие буи банки Скрягина северный и восточный выставляются с северной и восточной сторон банки Скрягина. Подводное препятствие с глубиной над ним 0,5 м расположено в 6,8 кбт к NW от м. Балка. Якорное место в бухте Аякс находится в южной ее части, глубины на якорном месте 9—11 м.

Высокое побережье полуострова Муравьев-Амурский всюду достаточно приглубо, а глубины равномерно изменяются по направлению к берегу.

 

 

 

<<< Back

Для корректной работы с CD-ROM рекомендуется установить Internet Explorer 5.0 или выше
Данный CD-ROM является одиннадцатым томом серии информационных продуктов ТОИ ДВО РАН под общим названием: "Информационные ресурсы ТОИ. Океанография".
Copyright © by V.I. Ilichev Pacific Oceanological Institute